Перемещение киевского мусора
Это порядка 13 тысяч штук мусорных контейнеров. Коммунальные службы столицы называют продукты жизнедеятельности горожан твердыми бытовыми отходами (ТБО). Из контейнеров продукты жизнедеятельности города собирают мусоросборочными машинами специализированные транспортные компании. В Киеве работают 16 компаний по транспортировке отходов.
Девять из них занимают около 85% рынка. Крупнейшие — «Киевспецтранс», на долю которой приходится около 30% перевозок, и «Гринко-авто», занимающая 20% перевозок. Государство имеет свой пакет акций только в компании «Киевспецтранс» — 51%. Все остальные компании по перевозке мусора — частные.
Мусорный траффик
Отношения города и перевозчиков отходов регламентируются договорами с ЖЭКами, которые заключаются на год. Чтобы стать уполномоченным перевозчиком, нужно выиграть тендер, который проводит райадминистрации. Основные критерии оценки — качество транспорта и технической базы, наличие контейнеров.
За вывоз ТБО местные ЖЭКи платят транспортникам 15,6 грн. за 1 контейнер. Учитывая, что за год в Киеве скапливается 4,8 млн. контейнеров отходов, выходит, что за вывоз отходов город платит порядка 75 млн. грн. в год.
Когда мусор покидает контейнер, ЖЭК снимает свою ответственность за него. Куда дальше поедут отходы — это уже проблема автоперевозчиков. Поэтому из полученных от ЖЭКа 15,6 грн. только 3 грн. — заработок на вывозе. Остальные 12,6 грн. перевозчики отдают предприятиям, которые утилизируют отходы. Таких мест в Киеве — около десяти. Знаменитый полигон твердых бытовых отходов №5 в с. Подгорцы Обуховского района, мусоросжигательный завод «Энергия», сортировочный комплекс «Гринко» и около семи областных свалок. Тарифы у каждой из этих площадок почти одинаковы. Полигон №5 берет 12,6 грн. за 1 куб. м ТБО, завод «Энергия» — 50,4 грн. за 1 тонну, т.е. те же 12,6 грн. за 1 куб. м.
«Стратегические полигоны»
Об основной свалке столицы — полигоне №5 — в начале нынешнего лета узнали все жители Киева и области. Тогда ситуацию с полигоном окрестили экологической катастрофой области, поскольку в период обильных дождей большое количество воды, смешанное с фильтратом и продуктами гниения бытовых отходов, могло создать угрозу подмыва дамбы и загрязнения близлежащих водоемов.
Сейчас, по информации киевской мэрии, ситуация стабилизировалась. К началу осени полигон полностью модернизируют. Здесь уже установили итальянское оборудование для испарения фильтрата и хранилища для сухого концентрата, также будет построено место для захоронения брикетированных отходов, которые поступают из мусоросортировочных станций, реконструированы фильтропроводы, система энергообеспечения, насосная станция. Стоимость модернизации и реконструкции составит около 74 млн. грн.
Начальник отдела Главного управления коммунального хозяйства Максим Баринов утверждает, что возможности полигона №5 рассчитаны на 5 лет работы. Бывший заместитель киевского мэра Валерий Пустовойтенко, который отвечал за работу коммунальных служб столицы и непосредственно курировал ситуацию с полигоном №5, считает: даже после модернизации полигона №5 проблема с вывозом мусора из столицы не будет до конца решена. «Есть целая программа по строительству свалок по всей области. Будет определен инвестор, и я думаю, в течение 3-4 лет эта проблема будет решена», — утверждал он.
Отходы и доходы
Сортировочный комплекс «Гринко», в отличие от полигона №5 и завода «Энергия», отходы дополнительно прорабатывает. И поэтому имеет дополнительный источник доходов. Из отходов, которые поступают на комплекс, извлекается вторсырье — макулатура, полимеры, металлолом, стеклянная посуда, которое впоследствии продается. То, что нельзя продать, «Гринко» захоранивает на полигоне №5 или сжигает на заводе «Энергия».
Схема вывоза из Киева твердых бытовых отходов и их утилизация:
Места образования |
Транспортировка |
Утилизация |
«Киевспецтранс» |
полигон ТБО 5 | |
«Гринко-авто» | ||
«Селтик» | ||
«Днепроэнерготранс» |
мусоросжигательный завод | |
«Спецкоммунтехника» | ||
«Володар роз» | ||
«Альфатер-Киев» |
сортировочный комплекс | |
«Ремонтник» | ||
«Утил-сервис» | ||
«Экосервис-груп» |
областные свалки, | |
«А-транс» | ||
«Укрпромсортировка» | ||
и еще 4 компании |
полигон 6 |
Бизнес на столичных отбросах
За последние пять лет в Киеве планировалось реализовать четыре проекта по строительству мусороперерабатывающей станции (мусоропереработка, утилизация, сортировочная станция). Один из наиболее крупных — комплекс по сортировке и утилизации мусора, который в 2002 году планировала начать компания Edrimet Marketing Limited, имеющая собственников из России. Инвесторы намеревались вложить в проект $50 млн. и поставили городу условие привязать тариф на вывоз мусора к курсу доллара. Однако проект так и не был запущен….
Основной причиной отказа инвесторов от проектов начальник отдела Главного управления коммунального хозяйства КГГА Максим Баринов называет неполное понимание потенциальных инвесторов, как делать мусороперерабатывающий бизнес. «Большинство компаний, которые намеревались выйти на рынок, планировали закупить старое оборудование в Европе и работать с ним. Управление экологии горадминистрации не пропускает такие технологии. Зачем нам то, что там уже отработало? Когда они понимают, что на оборудовании сэкономить не удается, сворачивают свои проекты», — утверждает он.
Почему предприниматели воздерживаются инвестировать в мусороперерабатывающий бизнес, «ДЕЛУ» рассказал председатель правления холдинга «Гринко» Вячеслав Орлов. Владельцы холдинга — Виктор Ржоткевич, некогда бывший первый зампредседателя Госкомрезерва и председатель правления акционерной компании «Укрресурсы», и Александр Грибан, также в свое время трудившийся в компании «Укрресурсы» на позиции заместителя председателя. В составе холдинга «Гринко» — транспортная компания по перевозке отходов «Гринко-авто» и сортировочный комплекс на Корчеватом.
Орлов утверждает, что проблема в неадекватных тарифах на утилизацию отходов, которые не пересматривались несколько лет, и отсутствие субсидирования для мусоропереработчиков со стороны производителей упаковки. Например, нынешний тариф 15,6 грн. за 1 куб. м отходов формировался из расчета стоимости топлива для мусороуборочных машин в размере 0,48 грн. за 1 л. Кроме того, размер заработных плат и расходы на амортизацию транспортных средств, которые учитывались при составлении тарифа, выросли за это время в несколько раз.
Вопрос о пересмотре тарифов ставят не только предприниматели. Чиновники из Главного управления коммунального хозяйства КГГА, в частности, начальник управления Михаил Шпарик, также неоднократно выступали за повышение тарифов. Вместе с тем, мэр Киева Леонид Черновецкий против повышения тарифов на вывоз бытового мусора. Он считает, что тарифная политика должна формироваться в конкурентной среде на тендере.
Тем не менее Баринов утверждает, что горадминистрация уже подготовила предложение по повышению тарифа на вывоз мусора, и его осталось только утвердить. Он говорит, что с января 2007 года тариф на вывоз бытовых отходов должен увеличиться вдвое и составить 31-32 грн. за 1 куб. м.
И хотя о принятии закона в Украине о дотировании мусоропереработчиков со стороны производителей упаковки еще очень рано, кое-что из европейской практики киевские коммунальщики уже переняли. Баринов утверждает, что традиция сортировать отходы до момента выброса в контейнер скоро станет повсеместной. Сегодня Управление коммунального хозяйства проводит пропаганду сортировки отходов по нескольким видам. Десяти ЖЭКам в каждом районе Киева уже поручено установить два вида контейнеров — для пищевых отходов и вторсырья (бумаги, пластика, картона, стекла) в некоторых дворах и провести разъяснительную работу с жильцами. Так, коммунальщики поучатся некоторое время, а затем сделают эти два вида контейнеров нормой. Причем ЖЭКи сэкономят, т.к. за вывоз вторсырья платить не придется — транспортники будут делать это бесплатно.
Как утилизируют отходы в Чехии
Коммунальные отходы, хотя и представляют лишь малую долю от общего количества отходов в Чехии, привлекают наибольшее внимание общественности. Структура коммунальных отходов достаточно четко отражает жизненный уровень общества. Сегодня в отходах Чехии возрастает доля одноразовой тары из пластмассы, бумаги и стекла.
Ключевым пунктом успешной утилизации является качественная сортировка отходов. А основным требованием времени — воспитание населения к сортировке отходов еще в доме. В Германии, например, сортировка отходов практикуется более 15 лет. И там на улицах можно увидеть 10-15 видов разноцветных контейнеров для разных видов отходов.
В Чехии отходы сортируют по трем видам: бумага, пластмасса и стекло. В последнее время отдельно собирается картон или бумажная тара и биоотходы — продукты жизнедеятельности из квартир и домашних хозяйств. Городские власти расставляют возле жилых домов цветные контейнеры, в которые местные жители могут помещать заранее рассортированные отходы.
Существует прямая зависимость: чем добросовестнее предварительно отсортированы отходы, тем качественнее будет использовано полученное сырье. Бумага и стекло — традиционный продукт утилизации. Но в настоящее время в Чехии самыми востребованными отходами считаются ПЭТ-бутылки. Из них производятся текстильные волокна или красители. Средняя стоимость 1 т ПЭТ-отходов в Чехии достигает 2-2,4 тыс. грн.