Вывоз мусора в Чеборсарах

Званием самого чистого и благоустроенного города России столица Чувашии во многом обязана работникам жилищно-коммунальной сферы и МУП «Спецавтохозяйство». В любую погоду ранним утром, когда горожане еще спят, дворники выходят на уборку улиц, мусоровозы отправляются по своим маршрутам.
– Каждый день на городскую свалку транспортом предприятия вывозится около 4,35 тыс. кубометров твердых бытовых отходов, – рассказывает директор МУП «Спецавтохозяйство» Юрий Бессмертный. – Год от года количество мусора растет. К примеру, с 2000 по 2006 годы объем доставленных на свалку ТБО увеличился почти на 40 процентов. Меняется и морфологический состав мусора. Лет десять назад в контейнерах преобладали пищевые отходы, сейчас все больше пластиковой, металлической и бумажной упаковок.
В Чебоксарах установлен единый тариф: за вывоз 1 кубометра мусора ежемесячно предприятие, организация и горожанин платят 5,5 руб. (столько же стоит одна поездка в троллейбусе), за год – 60 руб. А житель Челябинска – 120, Санкт-Петербурга – 160, Нижнего Новгорода – 122,2 руб.
Приезжавшие к нам недавно за опытом нижегородцы искренне удивлялись: как за эти небольшие средства удается поддерживать в городе такую чистоту и порядок? У них тариф для населения – 7 руб. с человека в месяц, для предприятий цена договорная. Сбором ТБО занимаются 27 организаций – 2 крупные и 25 мелких частных фирм, которые вывозят мусор куда хотят. Поэтому город буквально задыхается от несанкционированных свалок.
Есть, конечно, свои специфические «мусорные» проблемы и в Чебоксарах. О них Юрий Бессмертный подробно рассказал членам постоянной комиссии по ЖКХ, энергетике, благоустройству, строительству, архитектуре, транспорту и связи городского Собрания на выездном заседании, состоявшемся недавно в «Спецавтохозяйстве». Кстати, в мае этого года предприятию, где трудится около 300 человек, исполнилось 45 лет. Основная часть коллектива – водители, средняя зарплата у которых составляет 7 тыс. руб. У водителей мусоровозов она доходит до 10-12 тыс. Им помогают грузчики, а в частном секторе – рабочие по уборке контейнерных площадок. Рабочий день начинается в 5 утра, не все выдерживают такой график, поэтому здесь большая текучесть кадров. Хотя условия неплохие – есть бытовки, душевые, небольшая, но уютная столовая.
После осмотра производственной базы народные избранники на автобусе отправились по объектам «Спецавтохозяйства».
Первая остановка во дворе с тремя разногабаритными площадками для мусорных контейнеров.
– В городе 3,5 тыс. контейнеров, – комментирует Юрий Семенович. – Половина из них негодная. Но заказчики – МУПы, ТСЖ, ЖСК и т.д. – жалеют средства на их покупку. (Новый стоит 3,5-4 тыс. руб.) В некоторых микрорайонах контейнеры не меняли уже несколько лет, они разваливаются и во время разгрузки могут покалечить рабочих и прохожих.
– А почему контейнерные площадки у нас в городе такие разномастные? – любопытствуют депутаты. – С кирпичными, дощатыми ограждениями, а то и вовсе без них.
– Так единого образца нет, – поясняет Ю. Бессмертный. – Вот и лепят кто во что горазд. Во дворах, а особенно у магазинов, владельцы авто превращают в стоянки контейнерные площадки. Некоторые мусоровозы даже не могут к ним подъехать.
– Давайте разработаем и утвердим общие для города норматив и паспорт контейнерной площадки, – предлагает кто-то. Остальные дружно поддерживают.
Следующая остановка у площадки с грудой битого кирпича и строительного мусора возле контейнера.
– Кто будет вывозить? За чей счет? – сыплются вопросы.
– Если загрузят в контейнер, у него дно провалится. Гидравлика этот груз не поднимет. Придется убирать жилищной организации, – отвечает Ю. Бессмертный, – а оплатит городская казна. Хотя в таких случаях надо бы находить и наказывать тех, кто устраивает такие самовольные свалки. Думаю, что все коммунальные службы будут благодарны вам и всему депутатскому корпусу столицы за недавно утвержденные Правила организации сбора, вывоза, переработки и утилизации бытовых отходов. После их публикации («ЧН» от 18 октября сего года) и вступления в силу у нас появился правовой рычаг воздействия на нарушителей экологии – административные штрафы.
Пока, по мнению Ю. Бессмертного, одной из главных нерешенных проблем в городе остаются уборка и вывоз мусора из частного сектора. Здесь находятся около 200 контейнеров и более 70 площадок, которые по договору с городским управлением ЖКХ обслуживает «Спецавтохозяйство». А все расходы, около 3 млн. руб. в год, несет городской бюджет. Жители индивидуальных домов, в том числе и состоятельные владельцы коттеджей в Альгешево, северо-западном районе, на Южном поселке, не платят ни копейки.
– Чтобы изменить такое отношение, – обратился к депутатам Юрий Семенович, – нужна ваша помощь. Побеседуйте со своими избирателями, убедите их создать товарищества, которые заключили бы с нашим предприятием договоры на оказание услуг. Неужели люди не хотят видеть свои дома и улицы опрятными и благоустроенными? Кстати, пример грамотного экологического решения этой проблемы у нас есть. Жители коттеджного поселка на ул. Гладкова объединились, за свой счет обустроили площадку, купили контейнеры, заключили договор и оплачивают услуги «Спецавтохозяйства». Почему бы на основе их опыта не подготовить правовую базу и для остальных владельцев частных домов?
Специалисты «Спецавтохозяйства» и сами не сидят сложа руки – обновляют парк техники, внедряют новые более эффективные технологии уборки и погрузки мусора. Предприятие на свои средства закупило два современных мощных мусоровоза. Депутаты увидели их в деле в Калининском районе. Контейнеры здесь пока заменяют корзины из ивовых прутьев. Мусор из них грузчики забрасывают в бункер, где мощный пресс уплотняет его, увеличивая объем отходов, вывозимых на свалку. По словам Ю. Бессмертного, такой мусоровоз заменит две старые машины. А это значит, что сократится парк спецтехники, улучшится качество уборки. Вместо ручной загрузки можно будет использовать евроконтейнеры – с крышками и на колесиках. После их выгрузки дворникам не придется убирать просыпавшийся мусор. Закрытые контейнеры не станут приманкой для птиц, бродячих собак и кошек. И горожан постепенно научат аккуратному обращению с отходами. Конечно, новая технология потребует немалых затрат, но экологическое и санитарное благополучие города того стоит.
С предложениями директора «Спецавтохозяйства» по дополнительному финансированию сбора и утилизации ТБО депутаты согласились и решили рассмотреть их более детально во время обсуждения городского бюджета на 2007 год.
Современные технологии приходят и в эту сферу. В «Спецавтохозяйстве» успешно внедряется система контроля графиков движения мусоровозов через космические спутники. На городской свалке, которая находится в ведении предприятия, учет завозимого мусора диспетчеры ведут на компьютерах. Пора менять свое отношение к «мусорной» проблеме и горожанам.

Надежда Владимирова