На первый взгляд кажется, что чем крупнее город, тем хуже в нем состояние воздуха. Не всегда эта закономерность соблюдается. В крупном городе, как правило, и мероприятий по охране воздуха проводится больше и контроль жестче. Особенно хорошо это видно на примере столиц и крупных городов разных стран мира. По состоянию атмосферного воздуха наша столица по ряду параметров выигрывает у большинства крупных городов мира. Наибольшие проблемы вызывают такие загрязнители воздуха крупных городов, как оксиды углерода, азота, серы, являющиеся продуктами сгорания топлива в двигателях автомобилей и выбросами энергетики. Особенно велика доля автомобилей в загрязнении воздуха монооксидом углерода. На их долю приходится, например, в Токио 99% выбросов СО, в Москве — 96%. Для сравнения, по оксидам азота автомобили отвечают только за 30-50% их поступления в городской воздух праткически во всех странах мира.
В последнее время, в соответствии с достижениями медицины и одновременно озабоченностью сосоянием окружающей среды в мире стали обращать внимание на ряд других примесей, содержащихся в городском воздухе и обладающих значительным негативным влиянием на здоровье человека.
Взвешенные вещества, по-простому пыль, или твердые частицы, или черная сажа — в разных странах этот загрязняющий компонент по-разному называется, но сущность его остается во всех случаях примерно одинаковой. Особое внимание уделяют частицам с размером менее 10 мкм, наносящим наибольшие разрушения дыхательной системе человека.
Следующий городской загрязнитель — бенз(а)пирен, — образующийся при различных термических процессах, в том числе и при сгорании топлива. Обладает сильными канцерогенными свойствами. Именно бенз(а)пирен и его гомологи отвечают за высокий канцерогенный риск городского воздуха, безопасный уровень которого, по мнениям американских медиков, например, в некоторых районах Нью-Йорка превышен более чем в 400 раз.
Много внимания стало уделяться содержанию озона в воздухе городов. Образуясь в городском смоге, молекула озона из трех атомов кислорода работает как боевое отравляющее вещество, являясь причиной гибели сотен людей. Слишком большие концентрации этого вещества, в принципе спасителя планеты от ультрафиолетовых лучей, губительны для живых сущуств.
Интересно провести сравнение состояния воздуха в различных крупных городах мира, по которому можно судить об эффективности воздухоохранных мероприятий, величине транспортных потоков и ряду экономических показателей. Хотя такое сравнение будет относительным, потому что в разных странах отличаются и методики измерений, и статистичесикая обработка и даже уровни предельно допустимых концентраций для загрязняющих веществ могут отличаться в два-четыре раза. По содержанию взвешенных веществ Минск оказывается в тройке самых чистых крупных городов мира (по которым есть данные). Больше всего загрязнена взвешенными веществами столица Португалии Лиссабон. Воздух португальской столицы содержит в 10 раз больше взвешенных веществ по сравнению с минским.
Среднее содержание диоксида серы для некоторых городов мира составляет: Париж — 16, Рим — 10,1, Берлин — 11, Минск — 0,5 мг/м3.
По диоксиду азота: Берлин — 90, Париж — 74, Рим — 68 мг/м3. В Москве практически постоянно фиксируются превышения содержания соединений азота в спальных районах в два раза, около магистралей — в четыре раза выше нормы. Превышение норм по соодержанию диоксида азота нередки и в Киеве. В Минске же среднегодовая концентрация диоксида азота составляет всего лишь 30% от предельно допустимой. По СО (угарный газ) в Москве ПДК нередко превышена в 3-5 раз. В воздухе Европейских столиц фиксируются случаи превышения содержания угарного газа вплоть до 200 мг/м3, что превышает единовременную максимальную концентрацию в 40 раз. В Минске, по сравнению с другими городами Беларуси, содержание СО несколько выше, но оно не превышает, согласно официальным данным, допустимый уровень.
По бенз(а)пирену в Минске наблюдается превышение ПДК в 1,5 раза и составляет 1,5 нг/м3. В городах Европы с интенсивным транспортным потоком содержание бенз(а)пирена иногда доходит до 4 мкг/м3, т.е. превышает норму в 4 тыс раз.
Это возможно связано с застройкой и шириной улиц. Европейские города нередко имеют старую застройку, плохо проветриваемую, с узкими улицами, где происходит образование застойных зон, в которых, особенно во время автомобильных пробок, наблюдается резкое повышение содержания загрязняющих веществ. Помимо этого в экологическом плане в некоторых городах Западной Европы экологическую ситуацию обостряет одностороннее движение, по причине котрого водитель, чтобы попасть к нужному месту, часто должен проехать дистанцию, во много раз превышающую кратчайший путь. Это многократно увеличивает интенсивность потока машин и, соответственно, загазованность. Именно в старых районах с односторонним движением содержание диоксида азота наибольшее. Белорусская столица лишена данного обстоятельства, что положительно отражается на состояни атмосферного воздуха.
Большую роль в состоянии атмосферного воздуха играет озеленение города. Минск относится к европейским столицам с очень высоким процентом озеленения, что несомненно снижает содержание в воздухе взвешенных веществ, а также газообразных примесей.
Интенсивность транспортного потока, наличие объездных магистралей, пользование общественным транспортом, наличие метро, рельеф местности — все это также вносит свой вклад в состояние городского воздуха.
Таким образом, Минск, по сравнению с другими крупными городами, можно отнести к столицам с хорошим состоянием воздуха. Даже среди городов Беларуси Минск не входил и не входит в число лидеров по загрязнению атмосферы. И в будущем необходимо постараться не потерять эти положительные качества, которыми Минск отличается от других городов.
(По материалам news.by)