В Москве чистые только свалки

Министерство природных ресурсов не сможет заставить Лужкова решать экологические проблемы Москвы. Сегодня в Москве прошла пресс-конференция, посвященная презентации доклада Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Москве «О состоянии окружающей среды Москвы в 2002 году». Доклад построен на анализе ситуации с состоянием воздуха, земель и водных объектов Москвы. По данным МПР, самая большая экологическая проблема столицы — это загрязнение воздуха. Близка к критической ситуация с загрязнением водоемов. И лишь положение со свалками на территории столицы, по словам представителей МПР, можно назвать удовлетворительным. Правда, пока чиновники МПР мягко критикуют недостаточные усилия московской мэрии для решения экологических проблем, в российском отделении «Гринпис», в основном соглашаясь с оценками Минприроды, тем не менее говорят, что экологическая ситуация в городе куда более серьезная и для ее разрешения только «журить» московское правительство недостаточно.
Как сообщили RBC daily в Министерстве природных ресурсов, главной экологической проблемой Москвы является неудовлетворительное состояние атмосферного воздуха. «Это объективный факт — даже несмотря на то что оценить точную концентрацию вредных веществ в воздухе довольно сложно (направление ветра постоянно меняется, и концентрация вредных веществ в одном и том же месте сегодня может быть одной, а завтра другой)», — сказал RBC daily Виктор Белоус, зам. начальника ГУПР МПР, руководитель службы госконтроля. По данным Минприроды, московский воздух в основном загрязняется выхлопами транспорта (сегодня в Москве около 2 млн автомобилей). При этом попытки решить проблему административными мерами успехом не увенчались. От массовых проверок (ныне отмененных) концентрации CO (угарного газа) в выхлопах автомобилей воздух в Москве чище не стал. «Причина отмены проверок концентрации СО в выхлопах — то, что они стали поводом для коррупции. Плохо то, что ничего так и не было придумано взамен», — сказал RBC daily Алексей Киселев, координатор токсической программы «Гринпис» России.
Правда, по словам г-на Белоуса, владельцы более «грязных» отечественных автомобилей не целиком виноваты в загрязнении московского воздуха. «Дело в том, что «чистота» выхлопа напрямую зависит еще и от качества бензина. Но на одних московских заправках бензин нормального качества, на других — не совсем», — сказал RBC daily Виктор Белоус. Поэтому решать проблему загрязнения московского воздуха нужно комплексно: установить единые требования к качеству поставляемого в Москву бензина, законодательно ускорить переход российских автопроизводителей на выпуск автомобилей с более «чистыми» двигателями», — говорит Виктор Белоус. Кроме того, городу жизненно необходимо строительство новых дорог. «Чем быстрее движется транспорт, тем меньше концентрация вредных веществ в атмосфере», — отмечает представитель МПР. «Строительство Третьего транспортного кольца действительно повлияло на то, что воздух в Москве стал чище, — оппонирует ему представитель «Гринпис». — Но главной проблемой остается тот факт, что оборудование автомобилей каталитическими нейтрализаторами, которые уменьшают вред выхлопов в несколько раз, так и не стало массовым».
Московские водоемы загрязнены в меньшей степени, чем воздух, но и тут ситуация близка к критической. Основной причиной загрязнения Москвы-реки и других столичных водоемов являются даже не сбросы предприятий, а естественное стекание грязи с улиц после дождей и в результате таяния снега. Грязные воды, которые стекают со всего города и попадают в московские водоемы, практически не проходят очистки. «У нас есть серьезные претензии к Мосводостоку, в ведении которого находится вся система сброса сточных вод в Москву-реку. Последние исследования показали, что если концентрация вредных веществ в воде, взятой на пробу в районе Ховрино, близка к норме, то на юго-востоке Москвы она превышает допустимые пределы в несколько раз», — отмечает Виктор Белоус. Экологи не совсем согласны с МПР. «Не нужно винить в загрязнении московских водоемов только Мосводосток, хотя ежегодный сброс 500 млн кубометров практически неочищенных стоков — это действительно серьезная проблема. Большое количество грязных канализационных стоков «поставляет» водоемам, например, и Мосводоканал», — утверждает Алексей Киселев из «Гринпис» России.
Лучше всего в Москве, по мнению представителей МПР, дело обстоит с засорением почв твердыми бытовыми отходами — третьим по значимости фактором загрязнения окружающей среды. Прежде всего, это свалки бытового характера, строительный мусор. Опасными веществами (такими как ртуть) московская земля практически не заражена. Ликвидация же свалок, по словам г-на Белоуса, вообще лично курируется мэром. «Каждую весну Юрий Лужков совершает облет города на вертолете на предмет выявления свалок мусора и фиксирует соответствующие критические точки Москвы. После этого контролирующим органам дается указание о ликвидации этих свалок и о наложении штрафов на нарушителей», — отмечает Виктор Белоус. Правда, в «Гринпис» говорят, что проблема свалок мусора как в Москве, так и в области стоит гораздо более остро. «Наши волонтеры за последние 3 месяца составили около 15 актов, фиксирующих нелегальные свалки. Например, очень сильно захламлен парк «Сокольники». Чаще всего свалки образуются на окраинах города. К тому же проблему бытовых отходов в Москве нельзя рассматривать, абстрагируясь от области. В последнее время очень много нелегальных свалок «переехало» из города в Подмосковье. Нередко московские мусоровозы в целях экономии не доезжают до отдаленных полигонов в области и сваливают мусор недалеко от МКАД», — отмечает эксперт «Гринпис» России.
В итоге, пока чиновники МПР критикуют недостаточные усилия московской мэрии для решения экологических проблем, в российском отделении «Гринпис» отмечают, что экологическая ситуация в городе куда более серьезная и для ее разрешения только «журить» московское правительство недостаточно. Правда, радикальных мер от правительства Москвы в решении экологических проблем ждать вряд ли придется: то же принудительное оборудование автомобилей каталитическими нейтрализаторами сильно снизит рейтинг мэра в глазах московских автолюбителей, особенно накануне выборов.