Утилизация за чужой счет в Узбекистане

Коллектив столичного государственного унитарного производственного управления “Махсустранс” в последнее время столкнулся с проблемой, которая негативно отражается и на финансовом состоянии спецорганизации, и на осуществлении своевременного вывоза и утилизации бытовых отходов.
Ежедневно на предприятие по переработке отходов (городскую свалку) из столицы республики в зависимости от времени года вывозится от 1800 до 2000 тонн мусора, сообщает правительственная газета Узбекистана «Правда Востока». В месяц получается около 60 тысяч тонн отходов. Для их сбора в десяти районах города действуют 297 обслуживаемых мусоросборочных и 627 площадок модульного типа, где установлено более 4050 контейнеров емкостью 1100 и 750 литров.
Автопредприятия “Махсустранс” заключают договоры на вывоз отходов с владельцами частных домовладений, жильцами многоквартирных жилых домов, организациями и предприятиями Ташкента. Сегодня потребителями услуг “Махсустранса” являются порядка 22 тысяч действующих организаций и предприятий столицы. Тарифы без НДС составляют для юридических лиц 7882 сума за один кубометр бытовых отходов и не менялись с 2002 года.
Казалось бы, строя свои взаимоотношения с потребителями на договорной основе, где каждая из сторон несет свою долю ответственности, поставщик услуг надежно защищен от любых финансовых казусов. Однако в сфере вывоза и утилизации бытовых отходов “предприимчивые“ люди нашли весьма оригинальный способ уклонения от оплаты за оказываемые услуги, переложив бремя расходов на чужие плечи.
Механизм подобных махинаций, совершаемых чаще всего предприятиями негосударственного сектора экономики и владельцами частных домостроений, довольно прост. Заключив договор с одним из 10 районных автотранспортных предприятий ПУ “Махсустранс” на вывоз мусора, как этого требуют предписание Госсанэпидемнадзора и временные нормы накопления бытовых отходов, разработанные агентством “Узкоммунхизмат”, они сжигают или складируют отходы не в свои контейнеры, а на мусоросборочные площадки в жилых массивах.
Кучи золы, груды строительных и промышленных отходов… Не правда ли привычная картина, бросающаяся в глаза многим из нас на жилых кварталах? Мусоровозы тем временем уходят порожняком от обслуживаемых предприятий, расходуя солидное количество дорогостоящих горюче-смазочных материалов.
— Для поддержания в технически исправном состоянии имеющейся на балансе спецтехники, дальнейшего развития предприятий, входящих в состав производственного управления, обновления машинно-транспортного парка, — говорит начальник ПУ “Махсустранс” Бахтияр Мамадалиев, — в современных условиях мы должны стараться экономить каждый сум, но получается, что несем необоснованные расходы.
С мнением руководителя производственного управления трудно не согласиться.
Автомобильный парк “Махсустранса” насчитывает 518 спецавтомобилей. Для поддержания такого количества техники в исправном состоянии необходимы солидные капиталовложения. А где их взять, если предприятия стараются уклониться от оплаты?
К тому же любители дармовщинки своими действиями наносят ущерб и экологии города, создают антисанитарные условия для жителей густонаселенных районов столицы. Под угрозой срыва и реализация проекта “Усовершенствование санитарной очистки города Ташкента”, в рамках которого предусмотрено строительство четвертой по счету Учтепинской мусороперегрузочной станции, приобретение ста спецавтомобилей, контейнеров, автомобилей для вывоза токсичных и биохимических отходов.
К сожалению, методы борьбы, предпринимаемые сегодня к любителям проехаться за чужой счет, малоэффективны. Например, одно из предприятий, входящих в состав ПУ “Махсустранс”, попыталось было разрешить ситуацию в суде. Однако доказать причастность некой частной фирмы к утилизации отходов за чужой счет не смогло, даже представив цифры, подтверждающие сокращение лимита и резкое увеличение объемов вывоза мусора в жилом квартале. Непойманного за руку, как говорят в народе, в воровстве обвинить сложно. Так что вопросы, касающиеся методов борьбы с подобными нарушениями, как и сама проблема, остаются открытыми. И если она не будет разрешена, транспортники вынуждены будут существенно поднять тарифы для физических лиц, которые составляют сегодня всего 250 сумов с одного человека. Вряд ли в этом заинтересованы товарищества частных собственников жилья и сами жители микрорайонов. А потому, именно общественность, активисты махаллей и ТЧСЖ, домкомы должны следить за тем, чтобы на вверенной территории не появлялись непрошеные гости с мусором. Такой способ защиты куда более эффективнее судебных разбирательств.