Система управления отходами производства и потребления в Москве

Проблема обращения с отходами производства и потребления в Москве продолжает оставаться одной из важнейших как с точки зрения стабилизации и улучшения экологической ситуации, так и неиспользования ресурсного потенциала города. Уже у всех на слуху и стали привычными цифры в несколько миллионов тонн отходов, образующихся в Москве. Более 3 млн т только твердых бытовых отходов собирается с относительно небольшой территории города. Если представить, что весь городской мусор мы не будем вывозить, а в течение года равномерно распределять по территории, то на каждом квадратном метре окажется, по меньшей мере, по 3 кг бытовых отходов! Для справки: вклад Москвы в общий объем образования ТБО по Центральному федеральному округу России, а это 17 областей площадью около 750 тыс. км2, составляет 30%.К впечатляющим ежегодным объемам генерации ТБО Москвы следует добавить около 3 млн т промышленных отходов, почти 4 млн т отходов строительного комплекса и 5 млн т осадков городских очистных сооружении.Практически все это подвергается захоронению на территории сравнительно небольшой и плотно населенной Московской области.Система управления отходами производства и потребления в Москве в основном базируется на практической деятельности государственных унитарных предприятий — МГУП «Промотходы» и ГУП «Экотехпром». В последние годы в области обращения с отходами, включая процессы обезвреживания и переработки, активно развивается частный сектор экономики, представленный малыми и средними предприятиями. На фоне неразвитого в целом по России системного регулирования отходов московская система управления отходами выглядит на сегодняшний день одной из лучших в России. Однако масштабность стоящих перед городом задач, впрочем, как и перед всем Московским регионом, в сфере управления отходами требует срочной реорганизации отрасли. Городская агломерация, являясь потребителем ресурсов всех видов (вода, земля, воздух, энергия и т. д.), одновременно является и производителем так называемого вторичного ресурса в виде своих отходов. При этом отходы — ресурс уникальный по своему многокомпонентному составу, по непрерывности и стабильности воспроизводства, что позволяет осуществлять долгосрочное планирование перерабатывающих производств. Город как собственник ресурса вправе распорядиться им по своему усмотрению: либо, по возможности, извлекать прибыль, либо нести убытки от неумелого управления.Максимальное извлечение и полезная утилизация вторичных материалов представляет собой в настоящее время для города безальтернативный вариант функционирования системы управления отходами. Необходимо, и это очевидно и неизбежно, вкладывать деньги в направления по сокращению захоронения отходов, что в долгосрочной перспективе, безусловно, окупится и позволит Москве снизить порог зависимости и ответственности перед областью за экологические издержки и риски, связанные с полигонами.Цивилизованно решить проблему вторичного использования отходов можно только путем принятия в России закона об экономической ответственности производителя за утилизацию своей продукции. Такие законы действуют в большинстве стран мира, сейчас уже их начинают принимать страны Балтии и Украина. За переработку пластиковой бутылки или пакета должен платить производитель. Тогда система сбора и индустрия переработки организуется быстро и эффективно. Но пока такого закона нет, необходимо оптимизировать существующую финансовую и организационную схему.В настоящее время в Москве к разряду вторичных материальных ресурсов (BMP), т. е. имеющих какой-либо реальный спрос у потребителей, относятся отходы металлов, стекла, полимеров и макулатура. Постепенно возрастает роль как BMP отработанной авторезины.Основные показатели по образованию и реальному сбору BMP в Москве выглядят следующим образом. По оценке специалистов (ГУП «Промотходы»), в общей массе инертных промышленных и бытовых отходов содержится не менее 2,5 млн т вторичного сырья, с возможностью извлечения для использования до 1,5 млн т (60%). Реально собирается только около 30% BMP всех видов. Практически полностью выбираются цветные и черные металлы; менее чем на 50% от возможного выбирается стекло. Полимеры всех видов выбираются на 6% от возможного. Не используется и захоранивается до 75% «чистых» отходов древесины. При образовании в городе более 47 тыс. т изношенной авторезины сбор ее составляет только порядка 9-10 тыс. т. Половина пригодной к использованию макулатуры (450 тыс. т) захоранивается, а это 73% безвозвратных потерь всех вторичных ресурсов города.В 1995 году была создана Ассоциация «Вторэкоиндустрия», взявшая на себя функции координации деятельности 9 производственно-заготовительных предприятий (ПЗП). Были подготовлены и утверждены Правительством Москвы предложения по финансовым льготам предприятиям, занимающихся сбором и заготовкой вторсырья. На данный момент Ассоциация «Вторэкоиндустрия» объединяет 17 производственно-заготовительных предприятий. В составе указанных предприятий функционирует 1 9 производственных участков и 66 комплексных стационарных и мобильных приемных пунктов вторичного сырья.Предприятия московской Ассоциации «Вторэкоиндустрия», которые являются основными действующими лицами на московском рынке вторсырья, ориентированы основном на заготовку BMP от компактных источников — промышленных предприятий и коммерческих организаций. Жилой сектор остается малоохваченным системой сбора полезных составляющих. Большая часть отходов в качестве вторичных ресурсов передается на использование и утилизацию за переделы Москвы. Этот процесс обусловлен отсутствием или недостаточной мощностью производств по переработке целого ряда отходов внутри города.Экспорт отходов как вторичного сырья из Москвы, конечно, является одним из перспективных путей минимизации захоронения и, безусловно, требует всяческого стимулирования. С целью обеспечения необходимого качества отходов как ликвидного товара на рынке вторичных материальных ресурсов необходимо поощрять развитие городской системы кондиционирования отходов. Тем не менее привязка к потребителю сырья в других регионах часто является фактором лимитирования объемов сбора, что, например, происходит на рынке макулатуры, когда ограниченный круг перерабатывающих производств, расположенных на расстоянии 200—1000 км, диктует ценовую политику.Другим путем извлечения прибыли может стать переработка отходов в продукцию, потребляемую самим городом. Основные виды вторичных ресурсов не относятся к особо опасным отходам. Их переработка может быть успешно организована в черте города и сопряжена с прямыми выгодами для бюджета с точки зрения снижения затрат на захоронение, получения рентабельной востребованной продукции, а также налоговых поступлений от переработчиков. Кроме того, развитие «отходоперерабатывающей» отрасли позволит решать проблему занятости населения.Например, если говорить о бумаге, то в Москве собирается (в основном из компактных коммерческих источников) не более 50% макулатуры. Все собранные объемы вывозятся в другие регионы. В то же время макулатура как ценный вторичный ресурс может быть с пользой утилизирована непосредственно в Москве. Но производственные мощности по переработке макулатуры до сих пор отсутствуют. Это можно объяснить относительно высокой стоимостью оборудования для масштабной и рентабельной переработки макулатуры. Тем не менее представляется крайне необходимым и полезным организовать переработку московской макулатуры экологически безопасными методами непосредственно в городе, и такие возможности имеются.Используя опыт крупных зарубежных городов, можно организовать переработку макулатуры в туалетную или упаковочную бумагу, картон и т. п. на площадях перепрофилируемых московских предприятий. Экономически такая переработка высокорентабельна, не говоря уже об экономическом, социальном, экологическом и «политическом» (с точки зрения взаимоотношений с областью) аспектах. Производство практически не имеет выбросов в атмосферный воздух (в отличие от ряда других технологий по переработке отходов) и не имеет экологических ограничений по санитарно-защитной зоне.Приблизительный расчет показывает, что переработка даже 200 тыс.т макулатуры (менее половины ежегодно захораниваемой) сократит расходы на ее вывоз на полигон и захоронение на 121 млн руб. в год, что позволит получить продукции более чем на 1 млрд руб. (с соответствующими поступлениями в бюджет). Таким образом макулатура успешно превращается в деньги по месту образования, а система сбора приобретает новый импульс для своего развития. Поэтому абсолютно неотложной задачей является строительство в Москве крупного перерабатывающего комплекса для макулатуры, хотя бы на 50-80 тыс. т в год. В Москве реализация подобного проекта представляется привлекательной в инвестиционном плане, поэтому помощь городских властей может быть ограничена обоснованием и выделением подходящей площадки для строительства. Такие предприятия в мире уже существуют, и их строится все больше. Например, бумажная отрасль в Великобритании обрела свое второе дыхание именно благодаря макулатуре и успешно ориентирована на потребление этого вторичного ресурса.Формирование городской системы управления промышленными отходами в Москве было предпринято в начале 90-х годов, и одним из первых шагов в этом направлении было решение Правительства Москвы о создании специализированного предприятия — МГУП «Промотходы».На Московское государственное унитарное предприятие «Промотходы», сформированное в 1993 году, Правительством Москвы возложены следующие основные функции:- учет номенклатуры и объемов образования отходов производства с формированием общегородского банка данных «Промышленные отходы»;- осуществление систематического контроля соблюдения предприятиями и организациями города природоохранного законодательства в сфере обращения отходов;- формирование городских программ развития инфраструктуры перерабатывающих производств и осуществление совместно с городскими структурами их реализации;- исполнение функций заказчика по реализации городских программ;- создание и эксплуатация собственных производств по приему, сортировке и переработке отходов и вторичного сырья, а также захоронению отходов;- координация деятельности городских предприятий и организаций, работающих в сфере обращения с отходами и вторичными ресурсами.Проблему обращения с отходами можно разделить на две основные составляющие:- минимизация образования и увеличение повторного использования образовавшихся отходов;- обезвреживание и захоронение неутилизируемых отходов.На первом этапе первостепенное значение имело решение проблем обезвреживания токсичных и захоронения неопасных отходов производства. Однако со второй половины 90-х годов все большим приоритетом в деятельности предприятия становится внедрение принципов рециклинга во все сферы обращения с промышленными отходами.Несмотря на огромный арсенал технических средств, которые могут быть использованы для обработки отходов, на ближайшие годы основным направлением размещения инертных и малоопасных промышленных отходов останется их захоронение на полигонах. В Московском регионе базовым полигоном для этих целей служит полигон «Саларьево» предприятия «Промотходы» (Ленинский район Московской области), созданный в 1993 году. Захоронение отходов на полигоне производится по высотной схеме с применением современных природосберегающих технологий и соблюдением всех мероприятий, обеспечивающих экологически безопасную эксплуатацию полигона.Важным направлением работы является рекультивация отработанных полигонов: «Щербинка» (Подольский район) и «Сосенки» (Ленинский район).Производственные мощности входящего в состав предприятия «Промотходы» Опытно-промышленного центра по химическому обезвреживанию и переработке отходов гальванических производств позволяют нейтрализовать до 50 м3 отработанных растворов и электролитов гальванических и травильных производств, а также до 500 т гальваношламов и осадков станций нейтрализации в год. Специалистами центра создана передвижная установка обезвреживания циансодержащих растворов и электролитов на месте их образования. Разработана и внедряется технология обезвреживания отработанного сжиженного аммиака холодильных установок на месте образования с помощью передвижного реактора. Из состава специалистов Опытно-производственного центра создана аварийная бригада для участия, совместно с подразделениями МЧС, в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в городе. Одним из основных направлений работы Опытно-промышленного центра является использование гальванических отходов для производства товарной продукции, в частности, антисептических, огнезащитных и тонирующих составов для обработки древесины.Постоянно наращиваются производственные мощности по микробиологическому обезвреживанию нефтесодержащего осадка, образующегося на очистных сооружениях поверхностного стока, автомоек, АЗС и автотранспортных предприятий. В настоящее время эксплуатируются 4 площадки микробиологического обезвреживания общей мощностью 4500 т в год, в том числе одна крытая для круглогодичного использования. Получаемый в результате обезвреживания грунт, по согласованному с органами санитарного надзора регламенту, используется на полигонах в качестве изолирующего слоя и для их рекультивации.В 2002 году организованы централизованный сбор, транспортировка отработанных фиксажных и проявляющих растворов, кино-и фотопленок, и введено в эксплуатацию производство по их переработке с выделением вторичных драгоценных металлов. Используемое оборудование позволяет перерабатывать на этом производстве также устаревшую или неподлежащую ремонту электронную и электротехническую технику, производить утилизацию изъятой из оборота аудио- и видеопродукции, включая лазерные диски.В 2000 году были подготовлены и утверждены Правительством Москвы предложения по созданию в Москве единой системы обращения лома цветных и черных металлов, разработан и утвержден перечень видов лома черных и цветных металлов, подлежащих приему от физических лиц. В настоящее время в префектурах административных округов созданы и работают постоянно действующие комиссии, осуществляющие контроль за работой пунктов приема вторичного сырья, в том числе цветных металлов.В 1995-2002 годах организована централизованная система сбора и переработки отработанных люминесцентных ламп, образующихся на предприятиях и организациях города, а также в муниципальном жилом фонде во всех административных округах столицы. Совместно с префектурами административных округов организовано более 1200 мест временного хранения отработанных люминесцентных ламп, оборудованных специальными контейнерами для сбора и перевозки, обеспечен оперативный вывоз ламп на переработку. В настоящее время в систему включаются медицинские, детские дошкольные и образовательные учреждения города. Полученный в результате переработки ламп ртутьсодержащий люминофор, а также другие твердые ртутьсодержащие отходы и вторичная металлическая ртуть передаются для дальнейшей переработки на Краснодарский рудник.Интенсивное развитие в последнее десятилетие автомобильного транспорта столицы выдвинуло в число актуальных проблем переработку отходов городского автотранспорта: изношенных автопокрышек, кузовного лома, свинцово-кислотных аккумуляторов.В 1999 году была разработана Концепция создания городской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих утилизации, и отходов, образующихся при эксплуатации автотранспорта.Концепция определила основные принципы организации системы, включающей в себя: выявление и учет автотранспортных средств, не пригодных к экспуатации; эвакуацию и хранение автотранспортных средств, не пригодных к эксплуатации; переработку автотранспортных средств и отходов от эксплуатации автотранспорта; реализацию запасных частей и продуктов переработки автотранспортных средств; утилизацию и захоронение отходов перерабатывающих предприятий.Основной принцип построения системы основывается на обязанности собственника автотранспортного средства нести затраты по его утилизации и образующимся отходам.В настоящее время завершаются работы по созданию на территории ОАО «149 Механический завод» производства по переработке изношенных автопокрышек мощностью 12 тыс. т в год на основе оборудования ОАО «Тушинский машиностроительный завод». Получаемая резиновая крошка будет использоваться в составе модифицированных битумов при производстве асфальта для дорожного строительства, в производстве эластичных плит для оборудования трамвайных переездов и т. д. В настоящее время принято решение о создании в городе еще одного аналогичного производства мощностью 18 тыс. т.Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы ведет большую планомерную работу по привлечению частных фирм к решению проблемы обезвреживания отходов.Так, в 2001 году ЗАО «Втормет» в Люберецком районе Московской области введено в эксплуатацию производство по переработке кузовного лома автомобилей мощностью до 100 тыс. т в год. Производство создано на основе технологии и оборудования фирмы «Тиссен».ЗАО «Пом-Тэк» завершаются работы по созданию на территории ОАО «Синтез» производства по переработке отработанных масел мощностью до 16 тыс. т в год.В 2000 году группой предприятий «Маглюк» на ОАО «Агропри-бор» в Раменском районе Московской области организовано производство по переработке отработанных свинцово-кислотных аккумуляторов мощностью до 10 тыс. т в год. В 2001 году ОАО «Юнипром» создано производство по переработке свинцово-кислотных аккумуляторов мощностью 10 тыс. т в год на территории Опытного завода РНИИ химической технологии. Производство создано на основе оборудования фирмы «М. A. Industries Inc..» (США).В настоящее время создается городская централизованная система сбора и переработки вторичного сырья, включающая в себя:1. Развитие в округах сети приемных пунктов (стационарных и передвижных) вторичного сырья. На основе рекомендаций АКХ им.К. Д. Памфилова рассчитано необходимое количество пунктов приема вторичного сырья в каждом округе, подготовлены и утверждены рекомендации к местам их размещения и требования к приемным пунктам, которые позволят придать им комплексный характер и усовершенствовать их работу.В дополнение к имеющимся приемным пунктам ведется работа по созданию в городе 50 специализированных пунктов на базе бы-стровозводимых павильонов с обязательным приемом всех видов стеклянной, пластмассовой и металлической тары из-под алкогольных и безалкогольных напитков, а также макулатуры.2. Создание в муниципальных округах систем раздельного сбора отходов и вторсырья. В 2000—2001 годах успешно проведен эксперимент по раздельному сбору отходов в муниципальной управе «Гагаринский» Юго-Западного АО. В настоящее время проходит согласования распорядительный документ Правительства Москвы о расширении эксперимента на 5 муниципальных управ указанного округа.3. Развитие производств по сортировке отходов производства и производственного потребления. В 1998 году введен в эксплуатацию опытно-промышленный сортировочный комплекс на базе технологического оборудования фирмы «Мак-Пресс» (Италия) производительностью до 70 тыс. т в год, приобретена мусоросортировочная станция производительностью до 1 00 тыс. т в год (поставщик — «Ресурсная фирма «Станкоснаб») для установки на действующемполигоне «Саларьево».В проектах создания новых полигонов в обязательном порядке предусматривается наличие сортировочного комплекса по выделению из отходов вторичного сырья и его первичной обработке.4. Создание систем сбора и производственных мощностей по отдельным видам вторичного сырья или отходов, представляющих собой потенциальное вторичное сырье.В 1995 году введено в эксплуатацию производство по переработке макулатуры в экологически чистый тепло-, звукоизоляционный материал «эковата». Производство создано на основе технологии и оборудования фирмы «Макрон» (Финляндия).В 1999-2000 гг. с участием ОАО «МЭЛЗ» создано производство по переработке стеклобоя в стеклянную тару, позволяющее утилизировать до 40 т отходов стекла в сутки.5. В результате изменений, происходящих в производстве и экономике города, в общем объеме отходов возрастает доля отходов, образующихся в торговых организациях, офисах, мелких промышленных предприятиях, муниципальных и государственных учреждениях, представляющих собой большей частью потенциальное вторичное сырье (бумага, картон, стекло, полимеры, в том числе тара и упаковка и т. п.) и требующих особых подходов в решении вопросов утилизации, включая привлечение к этой работе предприятий малого бизнеса.В настоящее время подготовлен проект распорядительного документа Правительства Москвы «О мерах по развитию городской системы сбора и переработки отходов производства и производственного потребления, содержащих вторичное сырье». В документе предусматривается как создание во всех административных округах города систем селективного сбора вторичных ресурсов, так и развитие и строительство ряда производств по сбору и переработке вторичного сырья (использованная ПЭТФ-тара, лом и отходы электронной техники и т. д.).6. Развитие нормативно-законодательной базы. За последние годы Правительством Москвы принято более 10 распорядительных документов по вопросу сбора и переработки вторичного сырья. Однако проведенный анализ правовой базы показал, что распорядительные документы Правительства Москвы являются необходимой, но недостаточной базой для полного решения городских задач в сфере обращения с отходами. Эффективное использование вторичных ресурсов, развитие рынка вторичного сырья невозможно без продуманной системы административного и экономического регулирования, основанной на федеральных законах и нормативно-правовых актах, предусматривающих:- установление конкретных критериев и порядка отнесения отходов к вторичному сырью, требований и правил обращения с такими видами отходов;- определение приоритетных видов вторичных ресурсов, создание условий для использования которых является первостепенной задачей (федеральные целевые программы);- разработку и внедрение экономических, и административных механизмов, направленных на побуждение, а иногда и принуждение, к приобретению продукции, выпускаемой с использованием вторичного сырья;- обязательную квоту (государственный или муниципальный заказ) на материалы, изделия и продукцию, произведенные с использованием вторичного сырья;- внедрение механизма залоговых цен на последующую утилизацию отходов, образующихся в результате потребления товаров.Основным компонентом системы информационного обеспечения в сфере обращения отходов является Общегородской банк данных «Промышленные отходы» (ОГБД), который ведется информационно-вычислительным центром с 1 992 года. Информация в ОГБД содержит сведения о количественном и качественном составе отходов, классах опасности, технологиях образования и направлениях размещения. Используемое программное обеспечение позволяет производить автоматизированный учет образования и направлений размещения отходов.Учет и контроль образования отходов производства всегда являлся сложной организационной и методической задачей, а в последние годы чрезвычайно осложнен структурной перестройкой промышленного комплекса, дроблением и перепрофилированием предприятий. По состоянию на 01.01.2002 в Технической инспекции предприятия «Промотходы» по контролю за образованием, использованием и размещением промышленных отходов, созданной в 1993 году, зарегистрировано более 7 тыс. предприятий-природопользователей.Усилия, прилагаемые к созданию в Москве действенной системы экологического контроля, позволили достичь устойчивого снижения нарушений в области обращения с отходами. За прошедшие пять лет объем выявленных инспекцией несанкционированно размещенных отходов в Москве уменьшился с 37,5 тыс. т до 500 т в год.Если в 1996 году при проведении проверок нарушения (отсутствие лимитов на размещение отходов и природоохранных разрешений, невнесение экологических платежей, захламление территорий, несанкционированное размещение отходов и др.) имелось 95,5% обследованных предприятий, в 1999 году — 80,0%, то в 2002 году — не многим более 50%.В заключение необходимо отметить, что, несмотря на кардинальное изменение экономической ситуации при переходе к рыночным отношениям и отсутствие необходимого федерального законодательства, Москве удалось сохранить стабильную экологическую ситуацию в сфере обращения с отходами и начать реализацию принципиально новых подходов к управлению в этой области качеством окружающей среды. За последние 10 лет в сфере обращения с отходами производства в Москве сделано больше, чем за предшествующие десятилетия.В настоящее время в Москве существуют все предпосылки для реализации комплексных мероприятий, которые обеспечат в городе позитивные тенденции в сфере обращения с отходами производства в первые десятилетия XXI в.Основные итоги проводимой политики:- в жестких условиях формирования рыночной экономики заложены основы принципиально новой политики в сфере обращения с отходами, созданы основы городской системы управления отходами производства, включающей в себя организацию учета объемов образования отходов и контроль за направлениями их размещения;- выработаны дифференцированные подходы к решению проблем с различными видами отходов и вторичного сырья, внедряются принципы рециклинга, создана организационная и производственная базы обращения с отходами и вторичными ресурсами;— развивается городская нормативно-правовая база обращения с отходами, сбора и переработки вторичного сырья;— предотвращен спад и продолжается развитие городской системы сбора и переработки вторичного сырья;— к решению проблем обращения с отходами и вторичными ресурсами привлекаются производственные мощности промышленных предприятий города в части изготовления специализированного природоохранного оборудования.Действующий в настоящее время механизм экологической политики исчерпал свои возможности и нуждается в обновлении. Необходима выработка новых методических подходов в решении проблем обращения с отходами с учетом общественных затрат, в данном случае средств городского бюджета и получаемых выгод — обеспечения устойчивого экологически безопасного развития города.